Организация зимних этапов по ралли — это уже само по себе рулетка. Календарный план соревнований утверждается задолго до намеченных дат, а точный прогноз погоды не научились составлять даже на ближайшие недели, несмотря на все достижения науки и техники.
Однако на сей раз организаторы Winter rally не прогадали, сделав ставку на традиционные даты проведения гонки 25-26 января. Погодные условия — обильный снег и стабильный мороз — самым благоприятным образом повлияли на подготовку трассы к соревнованиям.
Двухдневный формат гонки, ночные допы и совершенно новые спецучастки были настолько привлекательны для спортсменов, что решение стартовать в гонке приняли даже пилоты, только что вернувшиеся с изнурительного Дакара: Вайдотас Жала и Сергей Вязович.
В целом, список заявленых экипажей выглядел несколько скромнее, чем на первом этапе чемпионата Латвии — ралли Алуксне. Зато борьба не только в каждом зачете, но и между классами обещала быть настолько острой, что даже опытные фаны не рискнули бы делать высокие ставки на своих фаворитов.
Равную конкуренцию Вайдотасу Жале на Skoda Fabia R5 могли составить два чешских экипажа: Ярослав Орсак на Ford Fiesta R5 и Антонин Тлустак на Skoda Fabia R5. К тому же, поднабравшийся опыта в Алуксне Эгидиус Валейша обещал выступить дома успешнее, чем в гостях.
Шансы на победу Гедриуса Ноткуса и Витаутаса Швядаса тоже были примерно равны, учитывая тот факт, что двумя неделями ранее они завершили тестовый ралли-спринт в Зарасае с разрывом всего в 0.1с в пользу семикратного чемпиона Литвы. Своеобразным «джокером» в их борьбе мог стать Рамунас Чапкаускас; все зависело от того, насколько быстро пилот с колоссальным опытом адаптируется к раллийным условиям после кольца.
Первый день ралли начался с официального шейкдауна, который сразу же продемонстрировал коварство зимнего ралли. Высокие снежные бруствера, казалось, делали проезд более безопасным: в случае непопадания в поворот автомобиль мог бы мягко опереться на высокий сугроб, не получив при этом серьезных повреждений. Но не тут-то было! Экипажи, мазавшие повороты, безжизненно повисали на снежных брустверах. Горячий мотор мгновенно подтапливал верхний слой снега, а десятиградусный мороз моментально превращал его в лед. Ледяная ловушка держала дно автомобиля, и он, словно зацементированный, не мог двинуться ни назад, ни вперед.
Десятки неравнодушных зрителей безуспешно пытались вытолкать авто из сугроба. В ход шли лопаты, троссы и помощь проезжающих мимо экипажей… Но нет, троссы рвались, крюки вырывались вместе с креплением, тягачи буксовали, а автомобиль так и сидел в сугробе как вкопаный. Только на моих глазах в «ловушку» попали 5 экипажей!
Лучшее время на тестах показали два чешских экипажа на технике R5. А вот третьим по результатам шейкдауна стал Витаутас Швядас на N-групповом Mitsubishi Lancer Evo IX, всего 0,3 с проигравший чеху.
К старту ночных допов начался обильный снегопад. Сценарий гонки в Алуксне повторялся и в Утене. Оба ночных спецучастка выиграл Вайдотас Жала. По словам его штурмана, Андриса Малниекса, сплошная белая пелена снега делала абсолютно невидимыми любые изменения конфигурации трассы. В данном случае правильно записанная стенограмма и работа штурмана играли ключевую роль в достижении успеха.
Учитывая этот факт, стоит отметить и слаженую работу экипажа под №3. Витаутас Швядас стартовал в гонке с новым для себя штурманом, Миндаугасом Чепулисом, в тандеме с которым они проехали только тесты в Зарасае и Утене. Тем не менее, в таких невероятно сложных условиях, экипаж завершил СУ2 вторым в абсолютном зачете!
К утру снегопад прекратился, но коварные снежные бруствера стали еще массивнее. Трасса изобиловала трамплинами и сложными поворотами, поэтому цена ошибки была как никогда высока.
3-й и 4-й СУ выиграл экипаж Жала-Малниекс, 5-й с крохотным отрывом в 0,4с остался за Яковом Орсаком. А вот на 6-м допе лидер гонки все же совершил ошибку, вылетев в сугроб. После этого мотор на его Skoda потерял обороты, и до сервиса, который был только после 7-го допа, экипаж растерял все свое преимущество.
Тем временем, поймав свой темп, позицию за позицией отыгрывал другой кумир литовских болельщиков — Витаутас Швядас. СУ5 он завершил третьим, на 6-м и 7-м и вовсе был вторым в абсолюте. И это на N-групповой машине против R5. На СУ 8 и Витаутасу довелось побывать на обочине. Коварная снежная ловушка продержала экипаж более 30с, но благодаря активной помощи зрителей автомобиль вернулся на трассу.
Перед заключительным допом, который опять должен был пройти в темноте, ситуация складывалась следующим образом: лидерство в гонке принадлежало чешскому экипажу Орсак-Жакова, 25с проигрывал ему Вайдотас Жала. На автомобиле литовца во время сервиса заменили турбину, и он с новыми силами ринулся в бой, выиграв 8, 9 и 11СУ. Следом за ним шёл Швядас, который вряд ли смог бы дотянуться до Жалы, зато более чем комфортное примущество над Ноткусом гарантировало ему не только победу в классе, а и попадание на подиум тройки абсолюта.
Но ралли — это всегда своего рода рулетка, а Витаутас, как оказалось, азартный игрок. Вместо того, чтобы тихо и спокойно докатиться до финиша, Швядас продолжил атаковать в привычной ему манере. И, увы! Всего за 3 км до финиша заключительного допа пилот допустил незначительную ошибку, и машина повисла на бруствере, оказавшись в снежном капкане. Зрителей на этом отрезке трассы не было, и экипаж принялся откапывать автомобиль самостоятельно. Заледеневшая сцепка горячего днища и холодного снега держала автомобиль мёртвой хваткой, и экипаж освободился слишком поздно.
«Это была хорошая тренировка. Я приехал на ралли, чтобы гоняться: получать опыт, накат и удовольствие, а не за очередным кубком и званием», — говорит Витаутас Швядас. Ну, а «упавшее знамя из рук товарища», в данном случае — третье место в абсолютном зачёте, подхватил прошлогодний чемпион Литвы Гедриус Ноткус.
Коварная раллийная рулетка так лихо закрутила сценарий гонки в Утене, что финальный расклад вряд ли можно было предугадать даже глядя на промежуточные результаты после экватора гонки. Кто-то остался в выигрыше, а кто-то рискнул, поставив всё на кон, и проиграл. Бесспорно одно: все получили массу острых ощущений, ярких эмоций и незабываемых впечатлений. Повторить это хочется снова и как можно скорее — а это уже как болезнь — раллимания)
®Александра Михайлова