Образцово-показательный этап Kuusamet Group Rally Elektrenai

Ралли Электренай, пожалуй, самый удобный этап Чемпионата Литвы по ралли с точки зрения логистики. Находится небольшой городок с интересным урбанистическим названием ровно посредине между Каунасом и Вильнюсом, так что большинство транспортных магистралей проходят рядом: и гонщикам, и болельщикам удобно добираться в центральный регион.

Организаторы решили и далее следовать принципу удобства размещения и сделали все допы на минимальном отдалении от места дислокации штаба, сервиса и подиума. Благодаря этому первый раз за много лет мне удалось посмотреть 8 из 10 допов, то есть 80% гонки.

          Первые два допа проходили в самом городе, сразу с подиума экипажи направлялись на старт и по принципу карусели выезжали на зрительский СУ. Городской доп в Электренае больше напоминает не раллийный СУ, а слаломную трассу. Очень накрученная траектория, «бочки», маркеры и бордюры сделали начало гонки зрелищным и драматичным. Например, экипаж из Польши на Ford Fiesta R2 после сильного удара о бордюр потерял колесо, которое с невероятной силой улетело в зрительскую зону. Благо, никто не пострадал!

          Хоть цена ошибки на столь коротких СУ невелика, перетасовали они пелетон, как колоду. Лидерами первого дня безоговорочно стали пилоты команды ProRacing – Доминикас Бутвилас на Skoda Fabia R5 и финский пилот Тииму Асунмаа на Skoda Fabia R4. Первую тройку замкнул Владас Юркявичус на Skoda Fabia R2. Жала, Самсонас и Горбань допустили ошибки, поэтому оказались за пределами топ-3. Но всё вернулось на круги своя уже на первом СУ второго дня.

          На третьем допе экипажи финишировали почти по своим стартовым номерам: Жала, Самсонас, Юркявичус, и только Валерий Горбань остался лишь седьмым. По словам украинского пилота, ему с утра нездоровилось, да и ехать первым всегда означает чистить трассу. На четвёртом допе ситуация повторилась, но пелетон лишился одного из самых быстрых экипажей Литвы – Владас Юркявичус вылетел с трассы и завершил гонку на обочине.

          За второй день гонки экипаж Жала-Малниекс уступил лидерство на допе только один раз. До середины дистанции особых перестановок во главе турнирной таблицы не происходило, хотя лидеров и разделяло от 2 до 10 секунд. Только Гедриус Ноткус подотстал чуть больше остальных, так как на четвёртом допе финишировал фактически без колеса.

          После регруппинга украинский экипаж начал набирать темп, так как теперь они стартовали пятыми, а значит ехали уже по идеальной дорожке. Предпоследний доп Горбань и вовсе выиграл с десятисекундным преимуществом над Жалой, а последний – они проехали в одно время до сотых доли секунды.

          Учитывая проблемы соперников (в данном случае речь о технических проблемах на Ford Fiesta N5 Самсонаса), экипажу Горбань-Ларенс удалось в последний момент вырвать место в топ-3, вытеснив за его пределы финских гонщиков на Skoda Fabia R4.

          Интересная борьба развивалась и в других классах. Если верить статистике, то Витаутас Швядас, например, установил своеобразный рекорд, отыграв 50! позиций за 3 допа. Ничего сверхъестественного в этом нет: просто на городском СУ Витаутас допустил небольшую ошибку, автомобиль заглох, и первый доп экипаж закончил с 57-м результатом. Однако отличный темп, взятый Швядасом во второй день ралли, позволил быстро наверстать упущенное и вернуться в топ-10 уже на третьем допе. Ниже седьмой строки абсолюта они уже не опускались.

          Основной конкурент Швядаса – Рамунас Чапкаускас был очень близок к временам Витаса, но технические неполадки на его авто не позволили им завершить борьбу на равных, в итоге – почти минута разрыва (48 секунд). Впрочем, как ни странно, между ними так никто и не вклинился! Ближайший преследователь М.Юргатис на BMW E90 отстал от Mitsubishi Lancer EVO 9 на полминуты.

          Несмотря на довольно предсказуемые результаты, гонку скучной не назовёшь. Борьба шла секунда в секунду и разрывы были минимальными. А организаторы идеально подобрали места проведения СУ. Более интересной конфигурации трассы я, пожалуй, ещё не встречала. Во-первых, она трёхмерная: спуски и подъемы – перепад высот, не свойственный для Литвы. Во-вторых, покрытия постоянно чередуются – такого соотношения гравий-асфальт тоже нигде нет. И, наконец, настоящей изюминкой трассы стали серии трамплинов по 3 и более подряд – эдакая Финляндия в миниатюре.

          Благодаря всем этим особенностям гонка получилась очень интересной, динамичной и зрелищной. А главное – интрига борьбы за чемпионство в абсолюте сохраняется до последнего этапа. На титул по-прежнему претендуют три экипажа: Жала-Малниекс (104), Горбань-Ларенс (104), Самсонас-Сниткас (102). Следовательно, судьба главного раллийного трофея решиться в Зарасае буквально через 2 недели.

          Rally AUKSTAITIJA пройдёт 1-2 октября в живописном регионе «вокруг семи озёр», куда я вас и приглашаю на самый напряжённый и непредсказуемый этап сезона 2021.

@Александра Михайлова