Здравствуйте, коллега!
Как вы считаете — сколько руководителей малого и среднего бизнеса проводят аналитику отдела продаж? Делают замеры эффективности работы менеджеров? Обучают отдел продаж новым «фишкам» результативных продаж?
С мая по август 2015 года наши эксперты провели исследование отделов продаж различных компаний. Согласно исследованию – 2 из 10 руководителей анализируют деятельность отдела продаж. В связи с этим мы подготовили небольшой практический материал по увеличению прибыли с отдела продаж. И мы рады поделится с Вами советами по тому, как реально повысить «отдачу» от отдела продаж!
Совет 1: Статистика
Вы можете написать сами или запросить у нас бесплатный шаблон отчетности по отделу продаж. Данный отчет поможет Вам:
— Вычислить слабые места в работе отдела;
— Понять Вашу реальную воронку продаж;
— Навести дисциплину в отделе;
— Закрыть вопрос с неэффективными сотрудниками.
Совет 2: Тайный покупатель
У многих наших клиентов волосы дыбом вставали при прочтении отчета и прослушивании записи беседы с их менеджерами.
Составьте список вопросов, позвоните на офисные телефоны и послушайте – как ведут беседу Ваши специалисты.
Для наибольшей эффективности предлагаю Вам так называемые «точки отсчета»:
- Время, за которое подняли трубку (стандарт – 3 гудка).
- Проговаривают ли корпоративную речёвку?
- Знание продукта?
- Задают ли вопросы клиенту?
- Как презентуют?
- Всегда ли закрывают сделку?
Совет 3: Чек лист дел менеджера
Знаете, сколько эффективно работает в среднем менеджер по продажам? 1.5 часа в день!
В остальное время: кофе, интернет, курилка, коммерческие предложения…
Рекомендуем составить список дел продавца на день и дать под заполнение.
Отчет необходимо брать ежедневно. В конце рабочего дня.
Основные пункты:
- Специалист
- Планёрка.
- Создание списка прозвонки новым клиентам.
- Прозвон новых клиентов.
- Прозвон и закрытие текущих сделок.
- Коммерческие предложения.
- Встречи.
Это основные пункты, которые позволят Вам видеть продуктивность отдела продаж и каждого отдельного специалиста. Тем более менеджеры сами скажут Вам спасибо, так как у них освободится масса времени для основной своей работы. Если у Вас трёхступенчатый отдел продаж, распределите отчеты на три сегмента.
Совет 4: Сегментация отдела продаж
Сегментируйте отдел продаж на три подразделения:
- Отдел холодных звонков
Обычно мы рекомендуем клиентам набирать в этот отдел студентов, выплачивать минимальный оклад. Так как здесь необходимо прозванивать целевых клиентов, минимально подогревать интерес и передавать контакты в отдел продаж.
Здесь необходимо создать минимальный отчет: количество прозвоненных клиентов, количество переданных отделу продаж. В зависимости от Вашей ситуации, реально нанять двух человек – каждого на полдня. Оклад выплачивать от плана выполненных звонков. По сути, здесь всегда должна быть здоровая текучка кадров.
- Собственно, отдел продаж
Сердце любой торговой компании, отдел продаж нуждается в четкой системе контроля.
Обычно здесь прописываются следующие показатели:
- Количество звонков по тёплым клиентам.
- Количество заключенных сделок (сумма совокупных продаж за отчетный день).
- Количество назначенных/проведенных встреч.
- Количество потенциальных клиентов (тех, кто планирует купить в ближайшее время).
Схема мотивации рассчитывается в соотношении 30%/70%.
30% — оклад, привязанный к выполнению плана. 70% — процент от прибыли.
Так как именно здесь работают специалисты по продажам – то оптимально нанять профессионалов с опытом успешных продаж от 1 года минимум.
- Отдел клиентского обслуживания
Согласно существующей формуле продаж, в клиентском отделе прописываются следующие отчетные показатели:
- Количество возвращенных клиентов.
- Число транзакций по каждому клиенту.
- Соблюдение сроков и качества рассылки информационных продуктов Вашей компании.
Схема мотивации в соотношении 40%/60%.
По сути, при хорошо поставленной работе клиентского отдела – здесь крутятся основные деньги компании. Так как в задачи менеджеров входит увеличение среднего чека, повышение лояльности клиентов, работа над возвратом потерянных клиентов…
Оптимально набирать сюда опытных продажников с достаточно большим опытом работы.
Совет 5: Корпоративная книга продаж
Заведите сами или закажите корпоративную книгу продаж.
Она решает сразу 3 вопроса:
— Ваши новички с первого дня знают все о компании: как, кому и что продавать.
— Вы не тратите времени на введение их в курс дела.
— Вы сможете навести порядок в существующем отделе продаж.
Совет 6: Обучение
Каким бы опытным продажник не был — его необходимо достаточно часто обучать новому.
Мы рекомендуем проводить свои мини-тренинги внутри компании каждую неделю. На них оптимально разбирать новые возражения клиентов, проводить анализ ошибок, проводить мозговые штурмы.
Согласно нашей статистике – тренинги дают временный эффект. Гораздо эффективнее – каждые 1-2 месяца приглашать внешнего коуча. Групповой коучинг всего отдела продаж помогает:
— Эффективно поставить план отделу продаж.
— Максимально качественно и быстро достичь понимания процесса у новичков.
— Повысить эффективность работы как отдельного специалиста, так и всего отдела в общем.
Эффект от коуч-сессии гораздо выше и длительнее по времени.
Совет 7. Мотивация
Замечательно работает мотивационная фишка — Большая Наглая Амбициозная Цель.
Это может быть всё что угодно: оплаченная поездка в отпуск, должность, личное авто.
Один из моих клиентов внедрила сразу 2 фишки для лучшего продавца: ежемесячный обед с генеральным директором, и ежегодную – оплаченный тур в любую страну мира. Каким бы обыденным ни казалось – это сработало!
Принцип – дать лучшему продавцу то, что выделит его на фоне остальных, по статусу.
Совет 8: Перераспределение
Если у вас универсальный отдел продаж, где 1 менеджер ищет клиентов, дожимает до сделки, выписывает документы и ведет базу клиентов — периодически перераспределяйте его старых клиентов.
Как правило, продажник, наработавший большую базу клиентов и живущий только за счёт нее, с большой неохотой ищет новых. Бизнес без притока новых клиентов, сами понимаете, обречен.
Вот некоторые из тех ошибок, допускаемых неопытными специалистами:
- В первое время продают только крупным клиентам, забывая о тех, кто приносит основную прибыль.
- Не делают «выборку» из новых клиентов на день. В итоге тратят много времени на поиск клиента в процессе звонков.
- Пытаются «выплыть» за счет скидок.
- Не ведут анализ своей работы.
Совет 9: Количество сотрудников
Оптимальное количество -5 человек.
С учётом того, что отдел продаж лидирует среди подразделений компании по текучке кадров, необходимо всегда иметь так называемый «кадровый запас». Чтобы не возникало ситуаций, когда единственный продавец в отделе заболел, нашёл, где оклад выше, ушёл в отпуск – и продажи встали.
Если Вы создаёте трехступенчатую систему продаж – 5 человек в отделе — это оптимальное количество для успешного старта. С учётом грамотно поставленных планов продаж, разработанной мотивации, обучения – такая система обойдётся Вам сравнительно недорого.
Здесь есть несколько подводных камней:
- Если Вы перезапускаете систему продаж на базе старого штата специалистов – будьте готовы уволить всех. Из опыта скажу: проще научить с нуля, чем переучивать.
- Если Вы строите отдел продаж «с нуля» самостоятельно – без привлечения внешнего эксперта, Вы должны понимать что результаты будут не ранее, чем через полгода. В среднем, при грамотном обучении, новички дают первые результаты в течении первого месяца. Стабильные большие продажи реально ждать через полгода.
- Вам необходимо разработать жесткую систему найма. Я внедряю следующий принцип: нанимать медленно, увольнять быстро.
- Можно гордится, если продажники, уходя от Вас, открывают свой бизнес.
Однако, если менеджеры при этом уводят ключевых клиентов – поводов для гордости здесь не больше, чем у старухи с разбитым корытом. По сути, внедрение CRM часто решает проблему увода клиентов.
При сегментации отдела продаж, доступ к контактам ключевых клиентов будет доступен только Владельцу бизнеса.
Совет 10: Конкуренция
Конкурс на позицию менеджера по продажам должен быть всегда. Каждый из вашего отдела продаж должен понимать — на его место претендует еще 5 таких же!
Создайте профессиональный конфликт в отделе. Чтобы не было звездных болезней, коалиции против руководства — необходимо их профессионально стравливать.
В будущем не возникнет ситуации, где вы увольняете одного — а бунт устраивают все.
Надеемся, наш опыт будет Вам полезен!
С уважением,
команда ООО «ДевБрэйн»