Александр Криваль.

  • Финансовый консультант. Опыт работы – 20 лет.
  • Прошёл путь от заместителя главного бухгалтера до руководителя финансового управления одной из крупнейших компаний СНГ.
  • Работал в компаниях: Caparol group, Управление Белорусской железной дороги, TELS, ASSTRA Group.
  • На данный момент консультации и обучение являются основным видом деятельности.
    Специализация: построение систем финансовой отчетности, управленческого учета и бюджетирования.
  • Автор статей в специализированных изданиях.

 

Перечень консультационных услуг

 

Внутренний аудит персонала Финансового блока и бухгалтерии предприятия

  1. Аудит уровня компетенции сотрудников Финансового блока и бухгалтерии, знания ими своих должностных обязанностей;
  2. Аудит штата сотрудников Финансового блока, наличие избыточного персонала, недостаток персонала, анализ резервов рабочего времени;
  3. Аудит должностных инструкция сотрудников Финансового блока, Положений подразделений Финансового блока, наличия системы взаимозаменяемости между сотрудниками;
  4. Анализ работы Финансового блока на предмет «узких» мест, фиктивной взаимозаменяемости.

 

Анализ эффективности работы с банками

  1. анализ заключенных кредитных договоров, стоимости привлеченных кредитных ресурсов;
  2. анализ оборачиваемости кредитных ресурсов;
  3. анализ обоснованности затрат на банковские комиссии и иные услуги банков и небанковских организаций.

 

Казначейство

  1. своевременность и точность разноски банковской выписки;
  2. степень автоматизации этого процесса;
  3. своевременность оплат на поставщиков
  4. эффективность конвертации иностранных валют;
  5. степень оптимизации валютных платежей;
  6. анализ обоснованности прогнозов по поступлению денежных средств в Казначействе;
  7. анализ выполнения графиков погашения кредитов;
  8. аудит соблюдения требований валютного контроля при поступлении валютной выручки, наличия системы контроля за поступлениями выручки от нерезидентов;
  9. анализ работы Казначейства со свободными денежными средствами, остатками денежных средств на расчетных счетах, анализ обоснованности сроков и % ставок по заключенным с банками депозитным договорам;
  10. анализ наличия кассовых разрывов и действий Казначейства по их прогнозированию и ликвидации;
  11. анализ процесса визирования исходящих платежей, их соответствия Бюджетным показателям, возможность проведения «двойных» платежей;
  12. создание Прогноза ДДС по всем видам деятельности (оперативная, финансовая, инвестиционная). Анализ работы платежных календарей по дебиторам и кредиторам;
  13. анализ системы координации работы Казначейства (Бухгалтерии) по предоставлению Отчетности в банки, с которыми есть кредитные договора;
  14. анализ знаний сотрудников Казначейства (Бухгалтерии) существенных условий кредитных договоров, ковенант;
  15. анализ работы Казначейства с другими подразделениями компании:

—  Управление закупок (согласование условий платежей и их соотнесение с условиями поставок и скидок от поставщиков);

— работа с другими подразделениями по максимизации отсрочек платежей на поставщиков;

—  работа с Управлением продаж по просроченной дебиторской задолженности, предложения по минимизации (исключению) бонусов клиентам, допускающим несвоевременность оплат, оценка Казначейством работы менеджеров по продажам по сбору дебиторской задолженности.

 

Аудит системы внутреннего контроля, разработка и внедрение системы внутреннего контроля

  1. анализ системы работы, взаимосвязи, документооборота Бухгалтерии со складами, Отделом отгрузок (выписки ТТН), производством;
  2. периодичность проведения инвентаризаций, отсутствие или наличие фиктивных инвентаризаций;
  3. проведение независимой выборочной инвентаризации;
  4. анализ соответствия складских площадей необходимым условиям хранения продукции (товаров), техническое обеспечение безопасности хранения ТМЦ;
  5. аудит условий хранение дорогостоящей продукции, товара;
  6. аудит системы проведения тендеров, процесса закупки ТМЦ, основных средств.

 

Аудит существующих бизнес-процессов

  1. Аудит существующих бизнес-процессов, соответствие описанных процессов их фактической реализации;
  2. Разработка предложений по их оптимизации;
  3. Соответствие описанных бизнес-процессов корпоративным стандартам, политикам, целям организации на долгосрочную перспективу.

 

Управленческий учет и отчетность

  1. Анализ существующей системы управленческого учета и отчетности;
  2. Анализ квалификации сотрудников подразделения управленческого учета и отчетности, соответствие штата заявленным задачам и целям организации;
  3. постановка с «нуля» системы управленческого учета и отчетности;
  4. создание форм управленческой отчетности;
  5. методология (описание) системы управленческого учета и отчетности;
  6. организация связи между бухгалтерским и управленческим учетом;
  7. дальнейшее сопровождение системы управленческого учета и отчетности в связи с изменениями в работе, видах деятельности, организационной структуре предприятия;
  8. аудит управленческой отчетности, соответствие отчетности фактическим показателям деятельности.

В перспективе:

  1. Аутсорсинг составления управленческой отчетности (подготовка управленческого отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, баланса);
  2. Организация и ведение управленческого учета по установленным стандартам.

 

Бюджетирование

  1. Анализ существующей системы бюджетирования;
  2. Анализ квалификации сотрудников подразделения бюджетирования, соответствие штата заявленным задачам и целям организации;
  3. постановка с «нуля» системы бюджетирования;
  4. создание бюджетных форм для каждого подразделения компании, сводного бюджета компании;
  5. методология (описание) системы бюджетирования, иерархии бюджетов и исполнения бюджета (план-фактного анализа);
  6. организация связи между системой бюджетирования и системой управленческого учета и отчетности, создание системы взаимного контроля за показателями данных систем;
  7. дальнейшее сопровождение системы бюджетирования в связи с изменениями в работе, видах деятельности, организационной структуре предприятия;
  8. оказание консультационных услуг, при необходимости, прямая координация в ходе процесса подготовки Бюджетов, составления ежемесячных, годовых и скользящих бюджетов, сводного бюджета компании;
  9. оказание консультационных услуг, при необходимости, прямая координация в ходе процесса подготовки дефицитных, профицитных, вариативных Бюджетов компании;
  10. защита созданных с помощью консультантов бюджетов подразделений совместно с руководством данных подразделений перед руководством (учредителями) компании;
  11. аудит план-фактной бюджетной отчетности, соответствия отражения фактических доходов и затрат, инвестиционных и финансовых операций по статьям, согласно установленного в компании стандарта.

 

Прогнозирование финансовых показателей, аналитических коэффициентов  и финансового результата в Балансе и Отчете о прибылях и убытках

  1. Составление Прогноза Баланса;
  2. Составление Прогноза Отчета о прибылях и убытках;
  3. Составление Прогноза Отчета о движении денежных средств (Cash-flow);
  4. на основании указанной выше отчетности – составление прогноза аналитических коэффициентов;
  5. анализ влияния незапланированных операций (инвестиций) на финансовые показатели и отчетность предприятия, предоставление рекомендаций по осуществлению данных незапланированных операций.

 

Финансово-экономический анализ

  1. анализ существующей системы финансово-экономического анализа деятельности;
  2. постановка системы финансово-экономического анализа с «нуля»;
  3. методология (описание) системы финансово-экономического анализа;
  4. рекомендации по распределению работ по созданной системе между работниками Финансового блока или созданию отдельного аналитического подразделения;
  5. аудит аналитических отчетов, обоснованность предоставленных расчетов и выводов;
  6. анализ маржинальности продаж продукции (товаров);
  7. анализ рентабельности работы по покупателям;
  8. иные аналитические работы по требованию Заказчика.

 

Система управления рисками

Общие условия минимизации рисков

  1. организация сохранности документации в архиве и в бухгалтерии;
  2. наличие на рабочих столах сотрудников Финансового блока только необходимых для текущей работы документов;
  3. аудит наличия у сотрудников Финансового блока иных электронных устройств хранения информации («флешек»);
  4. аудит возможности доступа посторонних сотрудников к Клиент-банку, условия хранения электронных банковских ключей, соблюдение правила «четырех глаз»;
  5. аудит паролей сотрудников Финансового блока на предмет их соответствия требованиям безопасности (наличие заглавных и прописных букв, цифр, иных знаков и т.д.);
  6. анализ возможностей доступа сотрудников Финансового блока к конфиденциальной информации.

Специальные условия минимизации рисков

  1. аудит существующего документа по управлению рисками;
  2. анализ отчетности предприятия на предмет наличия финансовых рисков;
  3. разработка мероприятий по обеспечению финансовой стабильности Компании, анализ и оценка финансовых рисков;
  4. предоставление рекомендаций по исправлению ситуации в случаях критичного соотношения собственного и заемного капитала;
  5. проведение мониторинга состояния проблемной дебиторской задолженности предприятия, взаимосвязанных предприятий, сектора экономики в котором осуществляет свою деятельность предприятие, анализ причин ее возникновения, подготовка предложений и рекомендаций по возврату (погашению) проблемной дебиторской задолженности.

 

Описание финансовых процессов компании, методология по основным участкам деятельности Финансового блока, внедрение описанных методик и процедур

  1. Учетная политика;
  2. Финансовая (кредитная) политика;
  3. Должностные инструкции сотрудников Финансового блока;
  4. Регламенты (Положения) работы подразделений Финансового блока;
  5. Инструкция по работе с дебиторской задолженностью;
  6. Инструкция на финансовому анализу предприятия;
  7. Инструкция по Бюджетированию и проведению план-фактного анализа;
  8. Инструкция по ведению управленческого учета и составлению управленческой отчетности;
  9. Составление Плана счетов и аналитик по доходам, затратам и балансовым статьям;
  10. Создание методологии и регламентация работы с инвестиционными проектами;
  11. Иных документов по запросу Заказчика.

 

 

Создание системы отчетности предприятия, разработка форм отчетности

  1. Отчет по дебиторской задолженности;
  2. Отчет по выручке в разрезе менеджеров, продуктов;
  3. Отчет по затратам, план-факт;
  4. Отчет по маржинальности по продуктовым (товарным) группам;
  5. Отчет по производственным (оперативным) показателям;
  6. Отчет по неходовым и залежалым товарам, товарооборачиваемости;
  7. Отчет по движению денежных средств;
  8. Стандартные управленческие отчеты (Отчет о прибылях и убытках, Отчет по ДДС, Баланс);
  9. Отчеты по использованию основных производственных и транспортных средств;
  10. Другие отчеты по требованию заказчика.

 

Автоматизация бизнес-процессов, создание Корпоративной информационной системы на базе продуктов 1С

  1. автоматизация системы бюджетирования (при наличии описанного бизнес-процесса);
  2. автоматизация системы управленческого учета и отчетности (при наличии описанного бизнес-процесса);
  3. автоматизация отчетов, указанных в пункте «Создание системы отчетности предприятия, разработка форм отчетности»;
  4. автоматизация Платежного календаря и Системы прогноза ДДС;
  5. в целом, формирование единой Корпоративной информационной системы на базе продуктов 1С (1С УПП, 1С УТ, 1С Экономист и т.д.);
  6. постановка ТЗ для автоматизации отдельных процессов перед ИТ разработчиками;
  7. тестирование реализованных ИТ разработчиками ТЗ, принятие ТЗ, совместно с заинтересованными подразделениями, в эксплуатацию.

 

Составление бизнес-планов (технико-экономических обоснований). Инвестиционная деятельность

  1. составление бизнес-планов, технико-экономических обоснований для получения кредитных средств в белорусских банках;
  2. организация контроля за расходованием инвестиционных средств и своевременностью предоставления отчетности инвесторам и банкам;
  3. экспертиза разработанных сотрудниками Заказчика бизнес-планов (ТЭО);
  4. Оценка экономической эффективности реализуемых инвестиционных проектов.

 

Система налогообложения

  1. Анализ действующей на предприятии и взаимосвязанных лицах системы налогообложения исходя из видов деятельности и имеющихся активов;
  2. Разработка и реализация налоговой политики компании;
  3. Налоговое планирование: расчет, анализ, поиски путей минимизации;
  4. Прогноз налоговых обязательств на основании документов, указанных в пункте «Прогнозирование финансовых результатов …».

 

МСФО (IAS)

  1. консультирование по вопросам трансформации и консолидации по стандартам МСФО или корпоративным стандартам на основе МСФО;
  2. предварительный аудит составленной сотрудниками Заказчика отчетности по стандартам МСФО;
  3. организация трансформации финансовой отчетности компании, составленной по белорусским стандартам, в отчетность в соответствии со стандартами МСФО (корпоративными стандартами на основе МСФО);
  4. самостоятельное осуществление подготовки отчетности по стандартам МСФО (корпоративным стандартам на основе МСФО) к внешним аудиторским проверкам;
  5. составление консолидированной отчетности по стандартам МСФО в случае, если предприятия Заказчика находятся в России, Беларуси, Украине, Литве, Польше;
  6. автоматизация процесса создания отчетности по стандартам МСФО, через формирование двойной записи по стандартам МСФО одновременно с осуществлением соответствующей бухгалтерской проводки по национальным стандартам;
  7. взаимодействие с внешними аудиторами при проверке ими отчетности по стандартам МСФО, защита отчетности.

 

Обучение сотрудников предприятия по всем вышеперечисленным вопросам

Организация работы по повышению квалификации работников, оказание методической помощи работникам организации по финансовым, методологическим и организационным вопросам.

 

Лекции по темам:

  1. Внутренний контроль и построение системы внутреннего аудита
  2. Построение системы бюджетирования на предприятии;
  3. Построение системы управленческого учета и отчетности;
  4. Подготовка предприятия к девальвации, минимизация девальвационных рисков.